Эффект аквапланирования

1 июня 2010 г.

Эффект аквапланирования можно наблюдать при образования слоя воды между шиной и дорожным полотном, когда перед шиной образуется водяной клин, который задвигается под нее. В процессе движения количество воды под протектором увеличивается, шина при этом все больше всплывает над дорожным покрытием и автомобиль теряет контакт с дорогой. В отличие от скольжения,которое возникает вследствие резкого маневра или торможения, этот процесс невозможно контролировать. При аквапланировании автомобиль движется по инерции, абсолютно не реагируя на попытки изменить траекторию его движения. Последствия аквапланирования бывают разными, иногда случается так, что заканчивается все переворотом автомобиля! Все зависит от многочисленных факторов. Например, от скорости автомобиля - чем она выше, тем, естественно, ситуация опаснее; от качества дорожного полотна, состояния амортизаторов. Влияет, естественно, и качество шин автомобиля: ширина, жесткость, степень износа, рисунок протектора (критическая глубина износа составляет 4 мм). Аквапланирование неизбежно и при небольшой глубине, если скорость достаточно высокая, а особенно коварно на поворотах.

Установка хороших дождевых шин поможет значительно снизить вероятностьс аквапланирования. Существенным элементом является профиль относительно высокой долей негатива (борозды, каналы). С его помощью вбирается много воды и быстро отводится. При этом помогают клиновидные рисунки профиля.

Приближаясь к луже, рекомендуется отпустить педаль газа и по возможности выровнять колеса. Опасность аквапланирования заключается преимущественно в том, что, зачастую автомобиль заносит в сторону, а водитель при этом, скользя по луже, упорно старается выровнять направление своего движения поворотом руля. И как только вывернутые передние колеса касаются полотна дороги, машину, естественно, несет в противоположную сторону. Если водитель правильно и вовремя не отреагирует на повторный занос - машина опрокинется. Поэтому, во избежание непроизвольного движения руля во время форсирования, необходимо его твердо удерживать, а реакция на восстановление направления, если все же такое произошло, должна быть "скупой", движения - импульсивными. Тормозить желательно двигателем, ну а после прохождения водного препятствия следует просушить тормозные колодки, нажав несколько раз на педаль. И совсем не помешает, приближаясь к водной преграде, включить дворники, чтобы внезапно залившая ветровое стекло вода в самый ответственный момент не стала дополнительным "сюрпризом".

Массы грузoвика и автобуса, как правило, достаточно для того, чтобы выдавливать воду в продольные канавки протектора шин. Легковые же автомобили имеют значительно меньшую массу, поэтому оснащаются шинами как с продольными, так и с диагональными канавками. В то же время, большое число канавок негативно сказывается на сцеплении с дорогой. Поэтому на некоторых моделях шин центральную дорожку протектора делают гладкой.

И все-таки помните, что никакие шины не способны уберечь от эффекта аквапланирования так, как соблюдение скоростного режима.